В 1962 г. на территории Тверской (в то время – Калининской) области в структуру пожарной охраны было введено новое подразделение – пожарно-испытательная станция (ПИС). Ее создание продиктовано бурным экономическим развитием страны. Сотрудники станции занимались изучением явлений, происходящих на пожарах, исследованием возгораний, составляли заключения о причинах и проводили экспертизы.
В 1979 г. станция была преобразована в испытательную пожарную лабораторию (ИПЛ), а в 2002 году перешла в ведомственную принадлежность МЧС России.
В настоящее время испытательная пожарная лаборатория является самостоятельным подразделением и территориально подчиняется Главному управлению МЧС России по Тверской области, относится к пожарно-техническим научно-исследовательским учреждениям.
Подробнее о работе подразделения рассказал заместитель начальника ИПЛ по Тверской области майор внутренней службы Владимир Прокофьев.
- Что входит в обязанности сотрудников ИПЛ?
- Специалисты участвуют в осмотре мест пожаров, выявляют и закрепляют признаки очага, участвуют в обнаружении и изъятии различных объектов. По запросам представителей следствия и дознания производят пожарно-технические исследования с подготовкой соответствующих заключений.
- Вы часто выезжаете в область?
- Количество выездов на пожары регламентировано государственным заданием. Для нашей ИПЛ – это 130 выездов в год. Можно больше, меньше нельзя. Выезжаем по всей области, в основном, на сложные пожары или с негативными последствиями (гибель от двух и более человек, детская гибель, соц.значимые обьекты, большое производство и т.д.). Из крупных пожаров за последнее время - прошлогодний пожар в городе Твери на Подьездном проезде. Огромным подспорьем в установлении очага пожара послужила запись камеры видеонаблюдения внутри склада.
- Какое оборудование используете чаще всего?
- Чаще всего используем газоанализатор для поиска следов примененных жидкостей. Пирометр и штангенциркуль для определения степени термический повреждений строительных конструкций. А так, главное оружие эксперта - это лопата и фотоаппарат. Без лопаты не расчистить завалы пожарного мусора и не определить очаг, который чаще всего совпадает с прогарами в полу. А фотоснимки нужны для фототаблицы к протоколу осмотра или к заключению эксперта, чтобы наглядно отобразить «следовую картину» пожара и этапы осмотра.
- Как можно определить поджог?
- Поджог можно определить по характерным глубоким повреждениям конструкций и обстановки, аномальным зонам температур, специфическому запаху горючих жидкостей. Каких-то специальных приспособлений поджигатели не используют, просто поливают объект бензином или растворителем, а они хорошо впитываются в почву. Опилки и ткани до конца не выгорают и могут быть обнаружены экспертом. Был случай, когда зажигательное устройство не сработало, было обнаружено экспертом и сохранилось для истории. Тот случай вошел в ведомственный сборник «Анализ экспертных версий».
- Что больше всего нравится в работе?
В работе нравится копаться на пепелище с целью установления места, где первоначально возникло горение, поиск источника зажигания. Работать с лопатой, расчищая слой за слоем, сродни археологическим раскопкам.
Помимо этого нравится проводить нормативно-технические экспертизы для определения причинно-следственной связи между нарушениями требований пожарной безопасности, имевшимися на объекте, и возникновением пожара, его распространением и наступлением тяжких последствий (большой ущерб или гибель).
Приходиться изучать много специальной литературы, ГОСТов, приказов, инструкций. И как показывает практика, несмотря на огромную законодательную базу, встречаются «белые пятна».
Считается, что, оказывая помощь органам следствия и дознания, мы стоим на стороне обвинения. Но это не так, мы стараемся добраться до правды. Как-то я был на суде для разъяснения выводов экспертизы (это у нас происходит периодически, примерно 4-5 раз в год). Перед заседанием ко мне подошел подсудимый и поблагодарил за объективную экспертизу.
- Есть ли у вас интересные воспоминания?
Интересные воспоминания про пожар в детской областной больнице в 2017 году. Был с ночи до вечера на пожаре, затем еще 4 дня на дополнительных осмотрах, поскольку вскрывались новые обстоятельства. Нужно было установить связь между очагом в кабинете на третьем этаже и прогаром пола в фойе первого этажа, где ничего больше не пострадало. Обычно два и более очага - это квалифицирующий признак поджога. Но не в этом случае. Проверив здание от подвала до чердака, выявил связь. В старые ветканалы попали угли от горящей крыши и их затянуло под пол первого этажа.
- У вас много публикаций, наград?
Вот как раз история про пожар в детской областной больнице стала одним из конкурсных заданий для экспертов, когда в 2017 году организовывали в городе Твери конкурс «Лучший сотрудник СЭУ» Центрального федерального округа. А потом еще и статью опубликовал «Дифференция очага пожара и очага горения» в ведомственном сборнике «Расследование пожаров».
В том году мы добились наибольшего успеха - второе место лаборатория среди СЭУ ЦФО (16 участников), первое место среди экспертов ЦФО и я занял второе место среди экспертов СЭУ на России. В этом году также в тройке лидеров: второе место в ЦФО у нашего эксперта Евгении Алексеевой и 3 место – у нашей лаборатории. Основные баллы для победы приносят количество и качество проведенных экспертиз.
- Какое образование нужно получить, чтобы работать в ИПЛ?
Образование для работы в ИПЛ желательно пожарно-техническое или «Судебная экспертиза». Все приходят с опытом и саморазвиваются. Огромный плюс - ежегодные командировки на стажировки по экспертным специализациям в Ярославль и Санкт-Петербург, участие в конкурсах профмастерства.
- Остается ли время на хобби?
- Мы с экспертом Максимом Дыбиным в перерывы ходим на задний двор, где у нас есть турники и брусья. В новогодние праздники с личным составом Главного управления МЧС России по Тверской области играем в волейбол. Еще я бегаю, последние 5 лет участвую в «Тверском марафоне» и «ЗабегеРФ», пробегая 10 км. Мы все за ЗОЖ!
- Помимо опыта, что вам дает работа экспертом?
Работа в ИПЛ отбивает привычку курить и прививает желание всегда соблюдать меры пожарной безопасности: уходя из дома или ложась спать, выключать все из розеток.
С одной стороны наша работа – это романтика, все интересно, а вот с другой – это пожары, людское горе.
Большим плюсом для себя считаю обучение и участие в конкурсах. Из-за этого повышается опыт и появляется куча знакомых по всей стране: от Амура на китайской границе до маленькой Европы - Калининграда.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации звоните в ЕДИНУЮ СЛУЖБУ СПАСЕНИЯ по телефону «01» (с сотовых телефонов – 101, 112). Единый «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Тверской области 8 (4822) 39-99-99.