Информационные материалы по истории Международной организации гражданской обороны (МОГО)
В 1931 году французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию «Ассоциация Женевских зон», которая впоследствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны. Под понятием «Женевские зоны» имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).
Идея основателя «Женевских зон» заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми ещё в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями.
В 1935 году по инициативе «Ассоциации Женевских зон» французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций изучить возможности создания в каждой стране в соответствии с соглашениями, ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях.
В 1937 году Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем. Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зоны в период Гражданской войны в Испании (1936 г. Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 г. Шанхай и Нанкин). Несмотря на то, что этот опыт оказался относительно небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения.
В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время мест для размещения беженцев - «безопасных зон», которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г.
Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат «Женевских зон» приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон.
Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. В 1954 году в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. В истории Международной организации гражданской обороны (МОГО) эта конференция известна как «Первая Всемирная конференция по гражданской обороне». Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев.
Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта.
В июле 1956 года «Информационный бюллетень Женевских зон» вышел под заголовком: «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА». В редакционной статье Ассоциации говорилось: «Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов гражданской обороны в различных странах ... Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием «Женевские зоны», разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия гражданской обороны на международном уровне, т.е. являемся связующим звеном между различными национальными организациями гражданской обороны».
Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 году во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны.
В январе 1958 года Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены - правительства, общества, ассоциации, отдельные лица. Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.
На международной конференции по радиологической защите в 1966 году был оглашен и одобрен текст Устава, который позволил Организации получить статус межправительственной организации. Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава.
В Уставе определены главные задачи Организации: «Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта». Устав вступил в силу 1 марта 1972 г. по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975 году данный Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в Нью-Йорке и опубликован в Сборнике соглашений ООН. 10 марта 1976 года между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса международной организации, базирующейся в Швейцарии.
Устав 1966 года возложил на Организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности при любых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами гражданской обороны. Следует отметить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 2034 от 1965 года призвала «правительства создать соответствующие планирующие и исполнительные органы, которые могли бы учитывать местные условия, определять объемы и характер требуемой помощи и управлять спасательными операциями».
В соответствии с Уставом Организации объединенных наций 19 февраля 2002 года в Секретариате ООН под номером 38131 зарегистрирована Рамочная конвенция по оказанию помощи в области гражданской обороны.
Используя юридическую основу, свой статус и международный Гуманитарный закон, руководящие органы МОГО проводили и проводят политику пропаганды знаний и средств по проблемам предотвращения, готовности и действиям в период бедствий.
Прием в члены Организации открыт для всех государств.
В настоящее время членами Организации являются:
53 государства члена МОГО;
18 государств наблюдателей МОГО;
21 организация ассоциированных членов.
Работа МОГО организуется Генеральной Ассамблеей, Исполнительным советом и Секретариатом.
С 2003 года и по настоящее время Генеральным секретарем МОГО является Наваф Бахджат Сайед Аль-Слейби.
МОГО устанавливает эффективные отношения и тесное сотрудничество с такими межправительственными и неправительственными организациями, с которыми это может оказаться желательным. Любое официальное соглашение, заключенное между организациями, подлежит утверждению Исполнительным советом.
Аналогичные тенденции, особенно после окончания периода холодной войны, прослеживаются и в других странах. Это нашло свое отражение в Амманской декларации, одобренной десятой Всемирной конференцией по гражданской защите, которая была организована МОГО. В ней предлагается дальнейшее расширение значения термина «гражданская оборона», использование его для обозначения соответствующей деятельности как в военное, так и в мирное время.
В последние годы наметилась отчетливая тенденция к постепенному переходу от термина «гражданская оборона» к термину «гражданская защита», что связано со значительной переориентацией большинства национальных и международных организаций, занимающихся данными вопросами, с задач военного характера на чрезвычайные ситуации мирного времени и оказание гуманитарной помощи в случае их возникновения.
Ставя своей задачей предотвращение катастроф, МОГО осуществляет свою деятельность по трём основным направлениям:
- укрепление национальных служб гражданской защиты;
- пропаганда и распространение знаний о гражданской обороне, обмен опытом, подготовка населения;
- развитие международного сотрудничества в области гражданской защиты.
Являясь членом МОГО с 1993 года, Российская Федерация в настоящее время стала ее крупнейшим и влиятельным партнером, что позволяет МЧС России выполнять важнейшие проекты в области содействия международному развитию (СМР) и поддерживать профильную деятельность организации.
За период с 2000 года различную гуманитарную помощь от России получили 37 государств - членов и наблюдателей МОГО. На многосторонней основе осуществлялись проекты СМР, которые включали поставку специального оборудования для оснащения национальных спасательных служб, оказание методического и технического содействия в развитии национальных центров управления в кризисных ситуациях, подготовку национальных кадров в области чрезвычайной готовности и реагирования, гуманитарное разминирование и развертывание региональных гуманитарных центров.
Только в 2012 году объём средств российских донорских взносов, освоенных в рамках такого рода проектов, составил более 62 млн. долларов США. Сегодня мы совместно реализуем проекты СМР в следующих странах: Куба, Никарагуа, Тувалу, Сербия, Абхазия, Южная Осетия, а в ближайших планах - Таджикистан (гуманитарные грузы), Сербия (разминирование) и т.п.
Помимо этого продолжается реализация совместных с МОГО проектов по подготовке кадров. В частности, при административном и методическом содействии МЧС России в ноябре 2012 года на базе Оздоровительного комплекса «Спасатель» проведен международный учебный семинар МОГО «Методология психологической поддержки в чрезвычайных ситуациях» для слушателей из стран СНГ, а также Латвии, Литвы, Сербии, Монголии, Иордании и Нигерии.
Признание на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО, прошедшей 28-29 ноября 2012 г., российского вклада в развитие служб гражданской защиты государств-членов организации, а также присвоение Российской Федерации статуса стратегического партнера МОГО открывает перед нами новые перспективы в плане реализации российских инициатив. В настоящее время прорабатывается вопрос открытия региональных представительств МОГО в Москве и Аммане, а также создания Международного центра информации и координации в штаб-квартире МОГО при поддержке МЧС России.
Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной организации гражданской обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.
Всемирный день гражданской обороны используется для организации бесед, конференций, радио и телевизионных дебатов, открытых дней, учений, распространения знаний о методах защиты населения и демонстрации имеющихся средств и оборудования по борьбе с бедствиями.
Всемирный день гражданской обороны преследует две главные цели:
- привлечь внимание мировой общественности к значению гражданской защиты, информировать население о необходимости предотвращения стихийных бедствий и подготовке к ним, распространить знания о средства и методах защиты, а также повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий и аварий;
- отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.
В 1997 году в связи с 25-летием МОГО была учреждена медаль, предназначенная для награждения за выдающиеся заслуги на поприще гражданской защиты, а также за участие в чрезвычайных гуманитарных операциях и проявленную при этом самоотверженность и мужество.
Распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 1993 года представлять Россию в этой международной организации поручено МЧС России. С этого времени министерство имеет представителей в постоянном секретариате МОГО и участвует во всех основных мероприятиях, проводимых этой организацией.
Более 20 лет МЧС России успешно взаимодействует с МОГО как на двусторонней основе, так и в рамках реализации многосторонних инициатив.
Только за последние пять лет МЧС России и МОГО реализовано более 35 многосторонних проектов в формате содействия международному развитию, направленных на оказание гуманитарного содействия при кризисах и на этапе посткризисного восстановления, а также в целях поддержки экономик беднейших стран и укрепления имеющихся структур национальной гражданской защиты.
В настоящее время Российская Федерация является крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России выполнять важнейшие проекты содействия международному развитию, включающие в себя поставку образцов специальной техники, снаряжения, технических средств обучения и тренажёрных комплексов для оснащения национальных спасательных служб, оказание методического и технического содействия в развитии национальных центров управления в кризисных ситуациях, подготовку национальных кадров в области чрезвычайной готовности и реагирования, гуманитарное разминирование и развертывание региональных гуманитарных центров, обеспечивая тем самым достижение уставных целей организации.
МЧС России осуществляет не только гуманитарное содействие и поддержку нуждающимся странам по развитию современных структур национальной гражданской защиты, но также внедряет методологию и технологии МЧС России, осуществляет поддержку профильной деятельности МОГО, обеспечивает дальнейший рост ее возможностей и укрепление международного авторитета.
Пристальное внимание уделяется вопросам подготовки высококвалифицированных специалистов для чрезвычайных служб государств-членов организации. В этой связи в 2014 году реализован ряд совместных с МОГО образовательных проектов для руководителей и специалистов поисково-спасательных подразделений различного профиля, служб экстренной психологической помощи и других профессий чрезвычайной направленности.
МЧС России и МОГО намерены совместно продвигать комплексные подходы снижения рисков возникновения бедствий, способствовать совершенствованию международной кооперации служб спасения, а также раннему предупреждению и смягчению последствий бедствий.
Будет продолжена работа по реализации совместных проектов, направленных на укрепление структур гражданской защиты и сил оперативного реагирования стран-членов МОГО. Стороны будут содействовать скорейшему развитию и становлению Международного информационно-координационного центра МОГО в целях взаимодействия в области ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также своевременного оказания помощи пострадавшему населению.
Знаковым событием в развитии взаимодействия с МОГО стало назначение на пост Генерального секретаря организации российского представителя В.В. Кувшинова в ходе 47-й сессии Исполнительного совета МОГО в феврале2014 г. Ранее он исполнял обязанности на этой должности (решение 46-й сессии Исполнительного совета организации), а до этого с 2011 года работал в качестве представителя МЧС России в Постоянном секретариате МОГО на должности заместителя Генерального Секретаря.
В ходе 47-й сессии В.В. Кувшинов озвучил программу стратегического развития МОГО на ближайшие 10 лет, которая стала отправной точкой для дальнейшего совершенствования работы организации.
Биография Владимира Валентиновича Кувшинова
Владимир Кувшинов был избран на должность Генерального секретаря Международной организации гражданской обороны (МОГО) на 21-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО, прошедшей в Женеве 24-25 апреля 2014 года.
Владимир Кувшинов проходил службу в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве офицера отдела гуманитарных операций; старшего офицера отдела международных организаций; заместителя начальника отдела международных договоров; начальника отдела международных программ и проектов; заместителя директора департамента международной деятельности.
Владимир Кувшинов имеет значительный опыт работы на международной арене. Он занимал должность советника Постоянного представительства Российской Федерации при ЕС и представителя МЧС России при Европейском Союзе. В апреле 2010 года был направлен на работу в Международную организацию гражданской обороны в качестве заместителя Генерального секретаря.
В 1997 г. Владимир Кувшинов окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, получив степень кандидата политических наук. Он является членом редакционного совета международного журнала «КрайзисРеспонс» («CrisisResponse»).
В ходе служебной деятельности Владимир Кувшинов повышал свой профессиональный уровень на различных международных курсах, таких как Вводный курс ВПП ООН в 2003 году, курс ЮНДАК в 2004 году, курс управления для старших должностных лиц ЕС в 2006 году.
Владимир Кувшинов принимал активное участие во многих международных чрезвычайных гуманитарных операциях, включая поисково-спасательные операции в Пакистане, Тайване, Турции и Индии; операции по оказанию гуманитарной помощи в Эфиопии, Ираке, Афганистане, Таджикистане, Кыргызстане и Мозамбике; операции по борьбе с лесными пожарами в Греции, Хорватии, Индонезии и Франции; операции по разминированию в Косово и Афганистане, а также участвовал в проектах по восстановлению и реабилитации в Руанде, Никарагуа, Кубе и бывшей Югославии.
Владимир Кувшинов награжден 3 государственными наградами Российской Федерации, 9 медалями различных российских министерств, 4 медалями иностранных государств и 2 орденами МОГО.
Владимир Кувшинов занимается вопросами международного сотрудничества в области борьбы с катастрофами более 20 лет. Полковник запаса с 2002 г.