Учителям

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» 
К.Д. Ушинский

u.png

Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость для преподавания любого предмета. В особенности это касается организации изучения детьми вопросов, связанных с культурой безопасности жизнедеятельности. Многое кажется им очевидным, а большое количество запретов, являющихся совершенно естественными с точки зрения объективной оценки психофизиологических особенностей детей данного возраста, вызывает негативную реакцию, обиду (запрет на использование петард и другой пиротехники) и повышенный интерес. Присущий младшим школьникам познавательный интерес, активную любознательность необходимо направить в правильное русло: младшие школьники склонны к экспериментаторству, к риску, хотя и с совершенно иной мотивацией, нежели подростки. Подросток часто рискует, чтобы «проверить себя», а младшеклассник — в силу недостатка информированности о возможных последствиях, несформированности аналитического мышления, некритичного отношения к своим физическим возможностям. Последнее часто формируется под влиянием так называемой «льстящей» литературы/кинопродукции (термин используется в педагогике и литературоведении, в частности, в области «Детская литература»), в которой дети способны управлять автомобилем, ходить в разведку, побеждать злоумышленников и т.д.

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения всего нового. Природная потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок способствует эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом. Его ведущей деятельностью является учеба, а наиболее значимым лицом для ребенка становится учитель. Ему важна оценка его деятельности, причем не только в вербальном формате, но и в знаковом: не случайно десятилетиями эффективно используются «экраны успеваемости», наклеивание звездочек на тетрадь и другие формы внешнего проявления поощрения учебных успехов. Младшеклассник стремится получать положительные отметки, его восприятие себя как личности, своей социальной успешности тесно связано с процессом оценивания его учебной деятельности. Следовательно, у младшеклассников мотивация к учебе достаточно высока на «стартовом уровне», но затем очень легко может угаснуть. В частности, одной из причин школьной дезадаптации младших школьников психологи называют недостатки во взаимопонимании с учителем.

Дидактика давно выявила и доказала путь формирования стойкой познавательной активности. От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению любознательности к все более устойчивой направленности личности на изучение предмета — таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.

u2.png

На начальном этапе дети берутся за изучение пожарной безопасности с большим энтузиазмом. Их привлекает во многом внешняя сторона пожарного дела, броская форма, героика профессии. Потом появляется усталость и скука, когда изучение пожарной безопасности сводится к заучиванию многочисленных запретов. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога — постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку. Использование игр в учебном процессе многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для освоения нового материала. Младший школьник находится в том пограничном возрасте, когда игра уже перестала быть ведущим видом деятельности, но еще привлекает к себе. Игры становятся менее атрибутизированы (меньше используются игрушки как таковые), но возрастает разнообразие ролей и сюжетов, во многом черпающихся из расширяющегося социального опыта ребенка и его окружения. В частности, игры «в пожарных», «в спасателей», если они педагогически грамотно организованы, могут нести серьезную дидактическую и воспитательную функцию. В них можно отработать алгоритмы правильных действий по вызову пожарных, по эвакуации, изучить пожарные знаки, а также сформировать позитивный имидж пожарных и спасателей.

При работе с подростками 5-9 классов возникает совершенно иная ситуация. Для подростка важно одобрение сверстников, признание его как личности в целом, вне зависимости от учебных успехов. В данном периоде нарастает определенный негативизм, многое подвергается сомнениям «с ходу» и сразу. Прямые запреты подростками нарушаются уже не из желания проверить, «что же такое интересное взрослые прячут для себя», а из желания показать свою независимость, то есть цель нарушения запрета направлена не на предмет (взять спички, петарду), а на сам процесс нарушения запрета (перехитрить, обмануть взрослого, сделать тайно).

Подросткам 8-9 классов становится свойственно рисковать, доказывая сверстникам свои личностные качества (храбрость, выносливость), понимаемые, естественно, сквозь призму собственного восприятия.

И учеба как таковая для подростков 5-9 класса фактически неинтересна, как ни обидно это признавать педагогам. Поэтому изучение пожарного дела во многом способствует в этом возрасте активизации познавательной деятельности через возможность приобщения, пусть и косвенного, к деятельности «особого риска», к познанию тайн и загадок. В частности, для детей 5-6 класса очень интересны исторические загадки, казусы науки, необычная техника. Их можно заинтересовать историей развития пожарно-технического вооружения, «расследованием» исторических фактов, связанных с пожарной безопасностью (пожар в Москве 1812 года, пожар в Риме при императоре Нероне и т.д).

Для подростков 7-9 классов интересна деятельность полиции, следствия, логические загадки, и они с удовольствием готовы включаться в игровые «расследования» случаев возгорания, проводить реальные рейды пожарной безопасности, участвовать в профилактической работе с младшими школьниками.

У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как сохранить интерес учащихся, как развивать их творческую активность. Более того, за годы существования в нашей стране целенаправленной пожарно-профилактической работы с детьми и подростками, сложился внушительный «банк» методик, подходов, точечных сценарных разработок. Но нет сомнений, что необходимо использовать разнообразные приемы для поддержания и развития интереса учащихся к изучению проблем личной безопасности.

1-4 класс

Предлагаемый ход урока

1) Подготовительный этап

Ознакомив учащихся с темой урока учитель предлагает детям вспомнить, приходилось ли им видеть ту или иную пожароопасную ситуацию. Сообщает учащимся, как можно было предотвратить эту ситуацию. В развитие темы учитель предлагает учащимся разгадать загадки, отгадками которых являются слова связанные с темой урока.

На сайте игра «Загадки» — мудрый филин предлагает ребятам отгадать ряд тематических загадок, посвященных пожарной безопасности — отгадки ребенок должен впечатать в клеточки.

После игры обсудить, почему именно эти слова Мудрый филин предложил отгадать ребятам сегодня.

После обсуждения загадок можно предложить ребятам Игру «Стихи» — ребенок должен впечатать недостающие слова в стихотворение. Все стихотворения несут смысловую нагрузку и знакомят ребенка с пожарной безопасностью.

Использование стихов на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребенка, развитию его памяти, снижает утомляемость. Стихи помогают без особого труда более прочному усвоению материала младшеклассниками, помогают запомнить им новые слова и выражения. При использовании стихов, материал значительно легче усваивается.

2) Основной этап

Предложить учащимся посмотреть видео материалы и аудиослайдшоу. Их использование играет большую роль в обучении, вносит разнообразие в учебный процесс, дает учащимся возможность визуально представить то, о чем говорится в той или иной теме. В легкодоступной для ребенка форме в них рассказывается об основных правилах пожарной безопасности или правильных действиях в опасной ситуации.

3) Игровой этап

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

u3.png

Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал — это понять природу счастливого детства, понять своих питомцев. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу — значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.

Игра всегда предполагает принятия решения — как поступить, что сделать, как выиграть. Для детей игра, прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается новый материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — оказывается, я могу не только в игре набрать большое количество баллов, но и в последствии, без проблем ответить на вопросы тестов.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения и отработки навыков поведения в опасной ситуации, максимально приближенных к реальной ситуации.

Игра «Робот МЧС» — в процессе игры учащиеся овладевают жизненно важными навыками пожарной наблюдательности в естественной ситуации: в комнате, на кухне, на балконе, в гараже… Ребенок помогает роботу МЧС найти и устранить пожароопасные ситуации. Если у ребенка возникают проблемы, то в игре предусмотрены подсказки. Использование игр «Робот МЧС» дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном.

Игра «Выйди из огня» представляет собой тест в игровой оболочке. Задача играющего провести персонажа по территории охваченной огнем так, чтобы он не касался возгораний, но игра разработана так, что пройти, не задев ни разу огонь, практически не возможно. В результате при прикосновении к огню ребенок для продолжения игры должен правильно ответить на вопрос по пожарной безопасности. Ребята отвечают на вопросы с охотой, при этом повторяется пройденный материал. Если играющий подходит к телефону для вызова пожарных или использует огнетушитель, то ему начисляются бонусные баллы, это позволяет отработать до автоматизма необходимость в первую очередь в случае пожара вызвать пожарных, а в случае возгорания воспользоваться первичными средствами пожаротушения.

Для развития познавательного интереса важно усложнение познавательных задач. Игра «Расследование»показывает практическую необходимость в знаниях правил пожарной безопасности для жизни, для использования в быту: дома, на даче, в лесу… Трудно переоценить данный стимул познавательного интереса обучения пожарной безопасности. Ведь практические навыки в сфере пожарной безопасности имеют порой большее значение, нежели некоторые вопросы теории. В игре «Расследование» в каждом сюжете перед ребенком встает непростая задача. Где-то произошел пожар. Ребенок играет за любознательную девочку или мальчика, по выбору играющего. В процессе расследования игрок знакомится с различными опасными ситуациями из-за которых по мнению очевидцев мог произойти пожар. В процессе игры, чтобы дать правильный ответ ребенок должен многократно вспомнить те или иные правила пожарной безопасности. В конце игры из показаний очевидцев персонаж должен сделать единственно правильный вывод о причине возгорания. После игры можно организовать дискуссию детей. Обсудить каждый пожароопасный момент. Повторить еще раз соответствующие данной ситуации правила пожарной безопасности.

Игра «Расследование» обучает ученика постепенно оперировать все более и более сложными правилами пожарной безопасности. Такой процесс обучения требует овладения все более сложными умениями логически мыслить, разрешать противоречия, находить доказательства и т.д. Скучно решать задачу знакомую, известную, которая может быть решена при помощи уже ставших трафаретными способов. Но трудно и бесполезно решать задачу, к которой ты не подготовлен. Интересно решать задачу, которая требует как использования приобретенных ранее знаний и умений, так и новых, более сложных способов решения. Увлекательно решать задачу, где есть элемент сложности, преодоление которого приносит удовлетворение, приносит положительные эмоции.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности детей к чрезвычайной ситуации;
  • отработка навыков пожарной наблюдательности;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими учебного материала.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована в разных тематических уроках. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

5-9, 10-11 классы

Предлагаемый ход урока

Ознакомив учащихся с темой урока, учитель предлагает ребятам вспомнить загадки и стихи, которые они выучили по данной теме в младших классах. Если у учащихся возникают затруднения, можно предложить прослушать аудиофайлы со стихами и загадками. Потом можно предложить ребятам вспомнить правила пожарной безопасности, которые были изучены в предыдущих классах.

Если учитель предлагал учащимся подготовить доклады по данной теме, то заслушать сделанные доклады.

1) Подготовительный этап

Можно предложить ребятам игру Распознай опасность, которая направлена на развитие пожарной наблюдательности,помогает учащимся вспомнить материал, пройденный ранее. В разных бытовых ситуациях - в квартире, в гараже, на даче спрятались пожароопасные ситуации. Какие-то из них можно найти сразу, а для того, чтобы найти другие нужно открыть шкафы, поискать с лупой, передвинуть предметы мебели.

Чтобы возбудить интерес, писал К.Д. Ушинский, предмет должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком ученикам. Новое знание приобретает особый смысл для школьника тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее и чем он овладел сегодня, сейчас. Следовательно, невозможно использовать новизну содержания как постоянный стимул развития познавательного интереса. В школе изучается не все новое, а многое из того, что стало привычным, утратило свою прелесть из-за частой повторяемости. Обновление прежних знаний, новый аспект рассмотрения уже известного, возможность видеть в прежних, уже сложившихся и ставших привычными знаниях новые грани, новые повороты, новые стороны, которые озадачивают, - это важный стимул познавательного интереса.

2) Основной этап

Предложить учащимся посмотреть видео материалы и аудиослайдшоу. Можно также посмотреть материалы, которые учащиеся уже знают. На новом уровне обсудить с учащимися правилах пожарной безопасности или порядок действий в опасной ситуации. Закрепить имеющиеся знания по пожарной безопасности. Расширить знания учащихся новыми правилами.

3) Игровой этап

Планируя уроки, каждый учитель стремится поддержать интерес детей к своему предмету, старается понять, какие приемы работы могут увлечь ребят. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. Одним из эффективных средств развития интереса к изучению пожарной безопасности является использование игр на уроке.

Упражнения в форме игры способствуют овладению предметом в занимательной форме, развивают память, внимание, сообразительность, поддерживают интерес к изучаемой теме, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке. Игры на уроках можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке материала. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр нужно учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности.

Использование игр на уроках в школе помогает отрабатывать материал, работа над которым ведется в классе в данный момент; выполнение игры должно осуществляться на материале, определяемом темой или ситуацией; можно предложить учащимся игры из других тем с целью их повторения.

Игра «По материалам дела» позволяет подростку приобрести навыки пожаробезопасного поведения, расширяет кругозор в области причин возникновения пожаров, получить представления об ответственности граждан и должностных лиц за возникновение пожаров. Тематика судебного заседания в наше время является чрезвычайно популярной. Ей посвящают игровые телепередачи, а реальные процессы активно освещаются средствами массовой информации. При этом необходимо отметить, что среди обсуждаемых процессов, как реальных, так и моделированных, практически не встречается тема пожарной безопасности. В предложенной игре подросток получает возможность в актуальном игровом формате заседания суда рассмотреть различные варианты возникновения пожара и его последствия. Отличительной особенностью предлагаемого продукта является его адаптированность под подростковую аудиторию: стилизация речи, имен персонажей, их внешний облик выполнены в юмористической традиции. В процессе игры подросток может попробовать себя в роли судьи, расследуя судебные дела, связанные с пожарами. Никаких пугающих кадров оперативной съемки, конечно же, нет. Но есть вполне реальные ситуации, в каждой из которых может оказаться любой из нас: неосторожность в обращении с электричеством, опасные забавы с петардами, небрежность на кухне. Особенность ситуаций, предложенных в игре «По материалам дела №…», в том, что зачастую участники событий допустили не одну оплошность, а целую цепочку опасных действий. Но лишь одно из них привело к пожару. Какое — это и предстоит доказать играющему. Как? Привлекая свои знания по пожарной безопасности.Для более полного ознакомления с материалами дела, получения необходимой для взвешенного решения в игре предусмотрена функция «Материалы дела», содержащая дополнительные сведения,связанные с судебным процессом. В ходе игры создается игровая мотивация для ознакомления с этими документами, а полученные знания являются актуальными в повседневной реальной жизни. После игры можно организовать дискуссию детей. Обсудить каждый пожароопасный момент. Повторить еще раз соответствующие данной ситуации правила пожарной безопасности. Также можно предложить воспитанникам занять роль адвокатов разных персонажей, так как данная позиция в самой игре не отражена. Для работы адвокатов потребуется предварительное ознакомление с материалами дела.

3D игры — новизна содержания, состояние неожиданности, озадаченности, удивления — важный познавательный стимул. Новизна несет ученику положительные эмоции. Это — множество новых фактов, сведений, о существовании которых большинство учащихся ранее и не подозревало.В предлагаемой 3D игре трое друзей попадают в различные пожароопасные ситуации: в квартире, в магазине, в метро, в автобусе, на даче и в лесу. Играющий должен помочь персонажам. Найти пожароопасные объекты, потушить возгорания, выйти из горящего помещения, при этом помочь окружающим.

u4.png

Итак, игры помогают нам сделать каждый урок интересным и увлекательным. Игровая форма работы, вызывает интерес учащихся к проблемам пожарной безопасности, способствует активизации их мыслительной деятельности. Они развивают навыки действий, способствуют эффективной отработке программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе. У учащихся появляется желание пройти ту или иную игру до конца, ответить на все вопросы викторины, что служит показателем их заинтересованности и увлеченности.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению темы начинает ослабевать.

4) Контрольный этап

Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную активность, направленную на закрепление материала.

Для закрепления материала можно использовать:

3Dтренажеры наиболее точно и реалистично воссоздают опасную ситуацию, в тренажере, как и в жизни на принятие решения есть лишь несколько минут. Тренажер предназначен для отработки конкретных действий. Учащийся должен помочь персонажу потушить различные возгорания, например, возгорание телевизора, утюга, масла на сковороде… Для того, чтобы потушить возгорания, нужно знать первичные средства пожаротушения, суметь их найти и правильно применить.

Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым?» по формату напоминает известную телеигру. Предлагаемая обучающая игра с дидактической точки зрения представляет собой тестовое задание с вопросами закрытого типа. Ее цель — обучение и контроль знаний детей по вопросам пожарной безопасности. Для мотивации ребенка в игре используются реальные воинские звания — при прохождении каждого уровня ребенок получает более высокое звание.

Все используемые на уроке приемы должны быть направлены на развитие навыков пожарной безопасности, при этом не запугивая их. И, конечно же, наша задача при обучении пожарной безопасности — увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить.

Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к познаванию нового и позволяющей детям испытывать чувство успеха.  

Контакты

8 (4822) 39-09-25
Отделение по работе с обращениями граждан ГУ МЧС России по Тверской области
8 (4822) 42-92-01
Отдел административной работы ГУ МЧС России по Тверской области
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4822) 39-09-09
Приемная начальника ГУ МЧС России по Тверской области
8 (4822) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
kancelyariya69@69.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)