В связи с проведением СВО просьба дать разъяснения по следующим вопросам: Когда в последний раз проводилась проверка средств оповещения, готовность системы оповещения? Где должно укрыться неработающее и работающее население? В каком состоянии находятся бомбоубежища?
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления (далее – ОМСУ) в пределах границ муниципальных образований в области гражданской обороны самостоятельно создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Постановлением правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» ОМСУ на соответствующих территориях:
- определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;
- в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
- осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии в состоянии постоянной готовности к использованию;
- ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» определено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств коллективной защиты, являются:
- приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.
Наращивание фонда укрытий осуществляется за счет планирования в мирное время и строительства в период мобилизации и военное время быстровозводимых укрытий, приспособление для укрытий подвальных, цокольных и первых этажей существующих зданий и сооружений различного назначения, а также подземных пространств городов.
Защитные сооружения следует приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 24 ч. (укрытие 12 ч.). Защитные сооружения в зонах возможного радиоактивного загрязнения и возможного химического заражения должны содержать в готовности к немедленному приему укрываемых.
В мирное время защитные сооружения в установленном порядке могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Для реализации полномочий по обеспечению укрытия населения в городском округе, муниципальном районе принимается правовой акт «О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определено, что организации:
- создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;
- обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
ОМСУ во взаимодействии с организациями, отвечающими за содержание общего имущества в многоквартирных домах (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖЭК, ПЖСК, ЖЭПК) (далее – обслуживающие организации) и другими организациями, имеющими на балансе подвальные (заглубленные) помещения, рекомендовано информировать граждан о наличии, месте расположения (точный адрес, наименование улицы, номер дома) заглубленных и других помещений подземного пространства, предназначенных для укрытия населения.
По имеющейся у Главного управления МЧС России по Тверской области информации укрытия, расположенные на территории Тверской области, к приему укрываемых готовы.
Система оповещения населения Тверской области реализована в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 30.12.2021 № 758-пп «О системе оповещения и информирования населения Тверской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" и находится на балансе ГКУ «Управление ПС, ЗН и Т Тверской области».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях» для оповещения населения также задействуются операторы связи и осуществляется перехват теле- и радиоканалов в соответствии с соглашениями, заключенными Главным управлением региональной безопасности Тверской области.
Централизованным оповещением охвачено 83 % населения Тверской области, в т.ч. около 85 % городского населения и 81 % сельского.
Техническое обслуживание региональной системы оповещения Тверской области организовано в соответствии с совместным приказом МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 579/366 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
В соответствии с графиком проведения технических проверок региональной системы оповещения Тверской области, утвержденным Губернатором Тверской области, в течение 2022 года проведено 2 комплексные проверки системы оповещения.
10.11.2022 проведена техническая проверка готовности региональной системы оповещения Тверской области, по результатам которой составлен комиссионный Акт, и система оповещения признана готовой к выполнению задач.
Источником возникновения чрезвычайной ситуации может стать опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения. Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз.